Novosti
Khirurgii
This journal is
indexed in Scopus



Year 2019 Vol. 27 No 3

ANESTHESIOLOGY-REANIMATOLOGY

DOI: https://dx.doi.org/10.18484/2305-0047.2019.3.300   |  

K.V. NIKITSINA

EARLY RESPIRATORY SUPPORT IN PATIENTS WITH ACUTE NECROTIC PANCREATITIS

Vitebsk State Medical University, Vitebsk,
The Republic of Belarus

Objective. To analyze the results of carrying out the early respiratory support in patients with acute necrotic pancreatitis.
Methods. 53 patients with acute necrotic pancreatitis in the fermentative phase are surveyed. Patients have been divided into 2 groups: 1 group (n=29) patients with standard intensive therapy; 2 group (n=24) patients who were subject to the mechanical ventilation of the lungs from the first day. Patients of both groups had a severe course of the disease (Ranson >4 points and APACHE II >11 points). The research was conducted in 3 stages: the 1st stage on admission to the intensive care unit; the 2nd stage 1 day afterwards, 3 stage after 4 days. The gases indicators of the arterial blood (pCO2, pO2, pO2/FiO2, lactate) were analyzed as well as the respiratory complains, intra-abdominal pressure, duration of respiratory therapy and mortality. The received results were compared in dynamics, between groups; their interrelation was analyzed.
Results. Carrying out of early respiratory support in patients with acute necrotic pancreatitis reduces the level of intra-abdominal pressure and normalizes the respiratory index, complains and the level of lactate. Indications for early respiratory support in patients with acute necrotic pancreatitis are the following: a severe course of the disease ≥4 points on scale Ranson and ≥11 points on APACHE II scale, intra-abdominal hypertension, low level of respiratory index <300 mm hg, high indicators of lactate >3.5 mmol/l.
Conclusions. Development of intra-abdominal hypertension in patients with acute necrotic pancreatitis aggravates the indicators of the respiratory status. Early mechanical ventilation of the lungs reduces the level of intra-abdominal pressure, normalizes the respiratory status indicators in the fermentative phase.

Keywords: acute necrotic pancreatitis, mechanical ventilation of lungs, respiratory index, respiratory complains, lactate, intra-abdominal hypertension
p. 300-306 of the original issue
References
  1. Bechien UWu. Prognosis in acute pancreatitis. CMAJ. 2011 Apr 5; 183(6):673-77. doi: 10.1503/cmaj.101433
  2. Aggarwal A, Manrai M, Kochhar R. Fluid resuscitation in acute pancreatitis. World J Gastroenterol. 2014 Dec 28;20(48):18092-103. doi: 10.3748/wjg.v20.i48.18092
  3. Tezyaeva SA, Mlinnik RA, Borodkin AA. Destructive pancreatitis: our achievements or deadlock? MediAl. 2017;(2):30-35. https://readera.ru/destruktivnyj-pankreatitnashi-dostizhenija-ili-tupik-14340165 (in Russ.)
  4. Skutova VA, Abrosimov SYu, Kasumian SA, Tchaikovskiy YuYa. Diagnosis, treatment strategy, and predictors of septic complications in necrotizing pancreatitis. Klin Mikrobiologiia i Antimikrob Khimioterapiia. 2012;14(4):351-357. http://www.antibiotic.ru/cmac/pdf/cmac.2012.t14.n4.p351.pdf (in Russ.)
  5. Beburishvili AG, Burchuladze NSh, Mazunov AS. Features of early systemic complications in patients with destructive pancreatitis. Vestn VolgGMU. 2017;(2):52-55. doi: 10.19163/1994-9480-2017-2(62)-52-55. (in Russ.)
  6. Anishchenko VV, Kim DA, Baram GI, Morozov VV, Kovgan YuM, Kan BV, Korotian AG. The substantiation of necessity the early surgical treatment of patients with heavy acute pancreatitis by the features complex. Sib Med Obozrenie. 2017;(3):43-49. doi: 10.20333/2500136-2017-3-43-49 (in Russ.)
  7. Kondratenko PG, Vasilev AA, Konkova MV. Ostryi pankreatit. Donetsk, Ukraina; 2008. 352 p. https://issuu.com/dednomto/docs/acute_pancreatitis(in Russ.).
  8. Rubenfeld GD, Herridge MS. Epidemiology and outcomes of acute lung injury. Chest. 2007 Feb;131(2):554-62. doi: 10.1378/chest.06-1976
  9. Sugrue M. Abdominal compartment syndrome. Curr Opin Crit Care. 2005 Aug;11(4):333-38. doi: 10.1097/01.ccx.0000170505.53657.48
  10. Turkevych , Pidgirnyy YaM, Zakotyanskyi . Features of respiratory therapy in intra-abdominal hypertension. Meditsina Neotlozh Sostoianii. 2017;(7):45-49. doi: 10.22141/2224-0586.7.86.2017.116879 (in Ukr.)
  11. Gelfand BR, Protsenko DN, Podachin PV, Chubchenko SV, Lapshina IIu. Sindrom abdominalnoi gipertenzii: sostoianie problemy. Meditsina Neotlozh Sostoianii. 2015;(7):41-50. http://www.mif-ua.com/archive/article/42334 (in Russ.)
  12. Maltseva LO, Mosentsev MF, Bazylenko DV, Bilan OM, Kunik LV. Respiratory Distress Syndrome: Current Issues of Definitions, Clinical Presentation, Diagnostic Algorithm. Emerg Med. 2016;4(75):108-110. doi: 10.22141/2224-0586.4.75.2016.75827
  13. Matiushko DN, Turgunov EM, Zlotnik A. Intraabdominalnaia gipertenziia i kompartment-sindrom: obzor literatury. Nauka i Zdravookhranenie. 2015;(1):22-32. https://elibrary.ru/download/elibrary_25052506_96179177.pdf (in Russ.)
  14. Romanov EI, Zubeev PS, Ryzhov MK. Bodrov AA. Risk factors of fatal outcome in pancreatonecrosis. Khirurgii im Grekova. 2014;173(4):39-42. doi: 10.24884/0042-4625-2014-173-4-39-42 (in Russ.)
  15. Litvin AA, Rebrova OYu. Decision support systems in the diagnosis and treatment of acute pancreatitis. Problemy Zdorovia i Ekologii. 2016;(2):10-17. https://cyberleninka.ru/article/n/sistemy-podderzhki-prinyatiya-resheniy-v-diagnostike-i-lechenii-ostrogo-pankreatita (in Russ.)
Address for correspondence:
210023, The Republic of Belarus,
Vitebsk, Frunze Ave., 27,
Vitebsk State Medical University,
Department of Anesthesiology and Resuscitation
With the Course of Advanced
Training and Retraining of Specialists.
Tel: +375 33 316-10-25,
e-mail: katarinaanaest@gmail.com,
Katsiaryna V. Nikitsina
Information about the authors:
Nikitsina Katsiaryna V, PhD, Associate Professor, Head of the Department of Anesthesiology and Resuscitation with the Course of Advanced Training and Retraining of Specialists, Vitebsk State Medical University, Vitebsk, Republic of Belarus.
https://orcid.org/0000-0003-4744-6838
Contacts | ©Vitebsk State Medical University, 2007

Новости
хирургии
Журнал включен
в систему цитирования Scopus

2019 г. №3 Том 27

АHЕСТЕЗИОЛОГИЯ-РЕАHИМАТОЛОГИЯ

DOI: https://dx.doi.org/10.18484/2305-0047.2019.3.300   |  

Е.В. НИКИТИHА

РАHHЯЯ РЕСПИРАТОРHАЯ ПОДДЕРЖКА У ПАЦИЕHТОВ С ОСТРЫМ HЕКРОТИЗИРУЮЩИМ ПАHКРЕАТИТОМ

Витебский государственный медицинский университет, г. Витебск,
Республика Беларусь

Цель. Проанализировать результаты проведения ранней респираторной поддержки у пациентов с острым некротизирующим панкреатитом.
Материал и методы. Обследовано 53 пациента с острым некротизирующим панкреатитом в ферментативной фазе. Пациенты были разделены на 2 группы: 1-я группа (n=29) – пациенты со стандартной интенсивной терапией, 2-я группа (n=24) – пациенты, которым с первых суток проводилась искусственная вентиляция легких. Пациенты обеих групп имели тяжелое течение заболевания (Ranson >4 баллов и APACHE II >11 баллов). Исследование проводилось в 3 этапа: 1-й этап – при поступлении в реанимационное отделение, 2-й этап – через 1 сутки, 3-й этап – через 4 суток. Проанализировали показатели газов артериальной крови (pCO2, pO2, pO2/FiO2, лактат), респираторный комплайнс, внутрибрюшное давление, продолжительность респираторной терапии, летальность. Полученные результаты сравнили в динамике, между группами, проанализировали их взаимосвязь.
Результаты. Проведение ранней респираторной поддержки у пациентов с острым некротизирующим панкреатитом снижает уровень внутрибрюшного давления и нормализует респираторный индекс, комплайнс, уровень лактата. Показаниями для ранней респираторной поддержки у пациентов с острым некротизирующим панкреатитом являются тяжелое течение заболевания (≥4 баллов по шкале Ranson и ≥11 баллов по шкале APACHE II), внутрибрюшная гипертензия, низкий уровень рО2/FiО2 (<300 мм рт. ст.), высокие показатели лактата (>3,5 ммоль/л).
Заключение. Развитие внутрибрюшной гипертензии у пациентов с острым некротизирующим панкреатитом ухудшает показатели респираторного статуса. Раннее проведение искусственной вентиляции легких снижает уровень внутрибрюшного давления, нормализует показатели респираторного статуса в ферментативную фазу.

Ключевые слова: некротизирующий панкреатит, искусственная вентиляция легких, респираторный индекс, респираторный комплайнс, лактат, внутрибрюшная гипер
с. 300-306 оригинального издания
Список литературы
  1. Bechien UWu. Prognosis in acute pancreatitis. CMAJ. 2011 Apr 5; 183(6):673-77. doi: 10.1503/cmaj.101433
  2. Aggarwal A, Manrai M, Kochhar R. Fluid resuscitation in acute pancreatitis. World J Gastroenterol. 2014 Dec 28;20(48):18092-103. doi: 10.3748/wjg.v20.i48.18092
  3. Тезяева СА, Млинник РА, Бородкин АА. Деструктивный панкреатит: наши достижения или тупик? МедиАль. 2017;(2):30-35. https://readera.ru/destruktivnyj-pankreatitnashi-dostizhenija-ili-tupik-14340165
  4. Скутова ВА, Абросимов СЮ, Касумьян СА, Чайковский ЮЯ. Вопросы лечебно-диагностической тактики и прогнозирования септических осложнений при остром деструктивном панкреатите. Клин Микробиология и Антимикроб Химиотерапия. 2012;14(4):351-357. http://www.antibiotic.ru/cmac/pdf/cmac.2012.t14.n4.p351.pdf
  5. Бебуришвили АГ, Бурчуладзе НШ, Мазунов АС. Особенности развития ранних системных осложнений деструктивного панкреатита. Вестн ВолгГМУ. 2017;(2):52-55. doi: 10.19163/1994-9480-2017-2(62)-52-55
  6. Анищенко ВВ, Ким ДА, Барам ГИ, Морозов ВВ, Ковган ЮМ, Кан БВ, Коркотян АГ. Обоснование необходимости раннего хирургического лечения больных с тяжелым острым панкреатитом по совокупности признаков. Сиб Мед Обозрение. 2017;(3):43-49. doi: 10.20333/2500136-2017-3-43-49
  7. Кондратенко ПГ, Васильев АА, Конькова МВ. Острый панкреатит. Донецк, Украина; 2008. 352 с. https://issuu.com/dednomto/docs/acute_pancreatitis
  8. Rubenfeld GD, Herridge MS. Epidemiology and outcomes of acute lung injury. Chest. 2007 Feb;131(2):554-62. doi: 10.1378/chest.06-1976
  9. Sugrue M. Abdominal compartment syndrome. Curr Opin Crit Care. 2005 Aug;11(4):333-38. doi: 10.1097/01.ccx.0000170505.53657.48
  10. Туркевич ОМ, Підгірний ЯМ, Закотянський ОП. Особливості респіраторної терапії при внутрішньочеревній гіпертензії. Медицина Неотлож Состояний. 2017;(7):45-49. doi: 10.22141/2224-0586.7.86.2017.116879
  11. Гельфанд БР, Проценко ДН, Подачин ПВ, Чубченко СВ, Лапшина ИЮ. Синдром абдоминальной гипертензии: состояние проблемы. Медицина Неотлож Состояний. 2015;(7):41-50. http://www.mif-ua.com/archive/article/42334
  12. Maltseva LO, Mosentsev MF, Bazylenko DV, Bilan OM, Kunik LV. Respiratory Distress Syndrome: Current Issues of Definitions, Clinical Presentation, Diagnostic Algorithm. Emerg Med. 2016;4(75):108-110. doi: 10.22141/2224-0586.4.75.2016.75827
  13. Матюшко ДН, Тургунов ЕМ, Злотник А. Интраабдоминальная гипертензия и компартмент-синдром: обзор литературы. Наука и Здравоохранение. 2015;(1):22-32. https://elibrary.ru/download/elibrary_25052506_96179177.pdf
  14. Романов ЭИ, Зубеев ПС, Рыжов МК, Бодров АА. Факторы риска летального исхода при панкреонекрозе. Вестн Хирургии имени Грекова. 2014;173(4):39-42. doi: 10.24884/0042-4625-2014-173-4-39-42
  15. Литвин АА, Реброва ОЮ. Системы поддержки принятия решений в диагностике и лечении острого панкреатита. Проблемы Здоровья и Экологии. 2016;(2):10-17. https://cyberleninka.ru/article/n/sistemy-podderzhki-prinyatiya-resheniy-v-diagnostike-i-lechenii-ostrogo-pankreatita
Адрес для корреспонденции:
210023, Республика Беларусь,
г. Витебск, пр. Фрунзе, д. 27,
Витебский государственный
медицинский университет,
кафедра анестезиологии
и реаниматологии с курсом ФПК и ПК,
тел.: +375 (33) 316-10-25,
e-mail: katarinaanaest@gmail.com,
Никитина Екатерина Владимировна
Cведения об авторах:
Никитина Екатерина Владимировна, к.м.н., доцент, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии с курсом ФПК и ПК, Витебский государственный медицинский университет, г. Витебск, Республика Беларусь.
https://orcid.org/0000-0003-4744-6838
Контакты | ©Витебский государственный медицинский университет, 2007